Солнце

Детский сад Сказка

д/с № 11 г. Коркино

Приветствуем Вас, Гость. Вход | Регистрация | RSS

г. Коркино, ул. 9 Января, д. 18а

+7 (35152) 3-89-97

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ 

Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Старшая медицинская сестра: осуществляет мониторинг здоровья воспитанников, заполняет листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и назначение  оздоровительных мероприятий. 

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед:  проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Инструктор по физическому воспитанию:разработка  и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель группы детей компенсирующей и комбинированной направленностей: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целеноправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога,  инструктора по физической культуре, старшей медицнской сестры (организация режима, развивающих и коррекционных игр).

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Процесс сопровождения  начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах  жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга. Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.

В конце сентября, после проведения мониторинга,  в коррекционных группах проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. 

Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.

Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей образовательной деятельности в ДОУ.

Составляется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса  с учетом принципа интеграции, под которой понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Комплексно-тематический принцип планирования служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, обеспечивает продуктивность и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей.

Работа с родителями коррекционных групп для детей с ОВЗ

Общая цель: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.

Задачи:  создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях.

1.     ПРОСВЕЩЕНИЕ.     Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.

2.     КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. 

Задачи: А) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка;   

             Б) оптимизация детско-родительских отношений;  

             В) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

Таким образом,  такие формы работы помогают привлечь родителей к работе.

Работа   психолого-медико-педагогического консилиума

(ПМПк) ДОУ

В основе деятельности психолого-медико-педагогического  консилиума  лежат следующие нормативные документы:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ "Об образовании".

3. Письмо Министерства образования РФ "Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательных учреждениях" от 27.03.2000 №27/901 - 6.

4. Положение о ПМПк

Целью ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические  условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. Обеспечение системы профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.

 Задачи консилиума определяются Положением о ПМПк   ДОУ.

 В задачи консилиума входит:

               Существуют следующие этапы создания и организации деятельности ПМПк  ДОУ.

Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности ПМПк в образовательном учреждении.  Ответственным за организацию документации: приказа по  ДОУ о создании ПМПк, положение о ПМПк, графика работы ПМПк, договора о взаимодействии с зональной ПМПк, являются - руководитель ОУ, председатель ПМПкДОУ.

1 Подготовительный  этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между  ДОУ( в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на ПМПк, ответственный председатель ПМПк ДОУ.

2 этап  организации работы ПМПк, содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа – это индивидуальный план обследования ребёнка:

·        Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели и  составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенности  их  развития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представление  на ребёнка.

·        Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики  выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующего  возрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего  педагогом – психологом  заполняется представление на ребёнка.

·        Логопедическое обследование проводит   учитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.

·        За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории  развития.

Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.

3 этап – это коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа:выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут. Документация данного этапа:протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Ответственные все члены консилиума.

4 этап – это направление ребёнка на  городкую ПМПК (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на городскую  ПМПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам  психолого-медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.

5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Содержание деятельности этого этапа– координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума  за заполнение документации: карта  развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.

6 этап – реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума  должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.

7 этап – оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы ПМПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов,  лист контроля динамики).

                 Все  эти этапы реализуются на заседаниях ПМПк  ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя.

 С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк  дошкольного учреждения  состоит из следующих специалистов:

"        Старшего воспитателя;

"        Учителей-логопедов;

"        Педагога-психолога;

"        Медицинского работника;

"        Воспитателей  коррекционных групп.

На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом  и психофизиологическом развитии.

          Консилиумы подразделяются  на  плановые и внеплановые.

         В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся не реже  одного  раза  в полугодие по итогам проведённой диагностики.

        Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

·        определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;

·        выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;

·        динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.

       Задачами внепланового консилиума являются:

·        решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

·        изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

       Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.

       В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.

     После каждого заседания ПМПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников  с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.

 В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.

На этом заседании также оформляется:

"        Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.

"        Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом заседании.

"        Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк

Учитель-логопед и педагог-психолог  знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы ПМПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.

 Консилиум проводится под руководством председателя (старшего  воспитателя)

Председатель ПМПк  не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, психологическую,

Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,

       При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:

·        педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены  проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;

·        подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей

·        свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.

 На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.

Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.

 Основными функциями ПМПк являются диагностическая  и методическая (консультационная).

Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития .Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.