Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ
Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:
Старшая медицинская сестра: осуществляет мониторинг здоровья воспитанников, заполняет листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и назначение оздоровительных мероприятий.
Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.
Инструктор по физическому воспитанию:разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель группы детей компенсирующей и комбинированной направленностей: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целеноправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, старшей медицнской сестры (организация режима, развивающих и коррекционных игр).
Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.
Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга. Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.
В конце сентября, после проведения мониторинга, в коррекционных группах проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом.
Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.
Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей образовательной деятельности в ДОУ.
Составляется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом принципа интеграции, под которой понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Комплексно-тематический принцип планирования служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, обеспечивает продуктивность и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.
Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей.
Работа с родителями коррекционных групп для детей с ОВЗ
Общая цель: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.
Задачи: создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях.
1. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.
2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
Задачи: А) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка;
Б) оптимизация детско-родительских отношений;
В) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.
Таким образом, такие формы работы помогают привлечь родителей к работе.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) ДОУ
В основе деятельности психолого-медико-педагогического консилиума лежат следующие нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ "Об образовании".
3. Письмо Министерства образования РФ "Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательных учреждениях" от 27.03.2000 №27/901 - 6.
Целью ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. Обеспечение системы профессиональной деятельности "команды" специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде.
Задачи консилиума определяются Положением о ПМПк ДОУ.
В задачи консилиума входит:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в учреждении) диагностика отклонений в развитии детей дошкольного возраста;
- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности;
- организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющимися в ДОУ возможностей,
- формирование банка данных о детях с отклонениями в развитии.
Существуют следующие этапы создания и организации деятельности ПМПк ДОУ.
Организационный этап, содержанием которого является организация деятельности ПМПк в образовательном учреждении. Ответственным за организацию документации: приказа по ДОУ о создании ПМПк, положение о ПМПк, графика работы ПМПк, договора о взаимодействии с зональной ПМПк, являются - руководитель ОУ, председатель ПМПкДОУ.
1 Подготовительный этап, содержанием которого является определение запроса инициатора обращения, составление договора между ДОУ( в лице заведующего) и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ, заполнение журнала записи детей на ПМПк, ответственный председатель ПМПк ДОУ.
2 этап организации работы ПМПк, содержанием деятельности которого является индивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума, уточнение и дополнение анамнестических сведений. Документация данного этапа – это индивидуальный план обследования ребёнка:
· Педагогическое обследование ребёнка проводят воспитатели и составляют на детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; индивидуальные особенности их развития, обучения и воспитания. Воспитатели заполняют представление на ребёнка.
· Психологическое обследование проводит педагог-психолог. На основе результатов диагностики выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующего возрастной норме. Далее с ним проводится углубленная диагностика психической сферы (памяти, внимания, восприятия, мышления), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер. После чего педагогом – психологом заполняется представление на ребёнка.
· Логопедическое обследование проводит учитель-логопед. Он выявляет дошкольников со сложными речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление.
· За медицинское обследование отвечает медицинский работник. Он представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.
Ответственные за обследование ребёнка являются все специалисты консилиума.
3 этап – это коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Содержание деятельности этапа:выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; выбрать образовательный маршрут. Документация данного этапа:протокол консилиума, итоговое заключение, с рекомендациями специалистов, участникам образовательного процесса, журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Ответственные все члены консилиума.
4 этап – это направление ребёнка на городкую ПМПК (при необходимости). Содержание деятельности заключается в подготовке документов для направления ребёнка на городскую ПМПК. Все члены консилиума готовят документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и другие результаты продуктивной деятельности ребёнка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам психолого-медико-педагогической комиссии дети могут быть направлены в группы компенсирующей направленности ДОУ, группу предшкольной подготовки (лекотеку), получать консультативную помощь специалистов.
5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Содержание деятельности этого этапа– координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребёнка. Ответственные куратор ребёнка и все специалисты консилиума за заполнение документации: карта развития ребёнка, планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума.
6 этап – реализация рекомендаций консилиума. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану. У специалистов консилиума должны быть следующие документы: журнал учёта индивидуальных и групповых занятий; журнал консультаций.
7 этап – оценка эффективности коррекционно-развивающей образовательной детяельности. На этом этапе работы ПМПк оценивается изменение состояния ребёнка и необходимость дальнейшей работы с ним. Специалисты консилиума заполняют карту развития ребёнка (лист коррекционных занятий специалистов, лист контроля динамики).
Все эти этапы реализуются на заседаниях ПМПк ДОУ. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя.
С целью обеспечения комплексного сопровождения детей, состав ПМПк дошкольного учреждения состоит из следующих специалистов:
" Старшего воспитателя;
" Учителей-логопедов;
" Педагога-психолога;
" Медицинского работника;
" Воспитателей коррекционных групп.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.
Консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
В течение года проводятся плановые (четыре заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в полугодие по итогам проведённой диагностики.
Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
· определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
· выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
· динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
· решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
· изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы ребёнку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение, назначается ведущий специалист, в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение.
В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год и подводятся итоги. По итогам коррекционной работы составляется отчёт специалистов ДОУ.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
После каждого заседания ПМПк, не позднее чем через 2 дня, секретарь оформляет протокол. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. Как показывает практика, для полноценного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья-необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов. С каждым из их родителей подписывается договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. Заполняется заявление на согласие обследования ребенка. Как правило, этим занимается руководитель ДОУ. Согласно подписанному договору он информирует родителей воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами консилиума.
На этом заседании также оформляется:
" Журнал записи детей на ПМПк, в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициатор обращения.
" Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом заседании.
" Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется перед проведением повторного обследования на ПМПк
Учитель-логопед и педагог-психолог знакомят членов консилиума с планами работы с детьми, имеющими особенности речевого и психофизиологического развития. Совместно составляются план работы ПМПк, график заседаний, рассматривается комплексная система коррекционной работы в ДОУ.
Консилиум проводится под руководством председателя (старшего воспитателя)
Председатель ПМПк не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблем в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Например, психологическую,
Учитель-логопед, в свою очередь, проводит логопедическое обследование детей,
При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
· педагогическое представление на ребёнка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребёнком;
· подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей
· свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.
На третьем заседании результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующий, родитель с ребёнком, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели ДОУ, медицинские работники. Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями. Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Основными функциями ПМПк являются диагностическая и методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития .Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.